Горячие новости:
  • Суперлига: ДнепрАЗОТ дожал Кривбассбаскет

    Суперлига: ДнепрАЗОТ дожал КривбассбаскетВ субботу, 8 октября, в очередном поединке Суперлики ДнепрАЗОТ в домашнем поединке не без проблем одолел Кривбассбаскет – 91-87. После равной борьбы в дебютной четверти хозяева отдали инициативу Кривб ...


  • В Чернигове гадалка обокрала журналиста

    
			
			В Чернигове гадалка обокрала журналистаВ Чернигове милиция задержала двух гадалок, которые украли у журналиста деньги. Согласно информации, гадалки остановили журналиста и предложили погадать, на что он согласился, оправдываясь после, что ...


  • В мире 120 миллионов наркоманов

    В мире 120 миллионов наркомановНа 3-й латиноамериканской конференции по антинаркотической политике были озвучены данные, согласно которым  число людей, употребляющих наркотики 210 миллионов человек из семимиллиардного населения пла ...


Андраш Шифф играл играючи

Андраш Шифф играл играючи


2011-10-04 01:36

В Москве выступил один из самых известных пианистов современности — живущий в Италии венгр Андраш Шифф. Свидетелем тончайшей звуковой работы маэстро стал, вместе с публикой Большого зала Консерватории обозреватель «Труда».

В какой-то мере концерт Шиффа можно назвать отдачей долга: мастер должен был приехать к нам в апреле 2010-го, но из-за извержения исландского вулкана, парализовавшего авиацию, не смог. Правда, долетел осенью того же 2010-го, но сыграл совсем другую программу. А вот теперь исполнил по крайней мере два из «апрельских» сочинений — сонаты Белы Бартока и Леоша Яначека. Да и другие два произведения как бы варьировали афишу полуторагодичной давности, только 23-ю сонату Бетховена заменила его же 30-я, а 1-ю сонату Шумана — 18-я Шуберта.

Шифф известен своим прозрачным, но отнюдь не легковесным звуком. Его туше мягко, но той мягкостью, которая есть у монеты из драгоценного металла. Так, словно пересыпая драгоценности из руки в руку, он сыграл раздумчивую первую часть бетховенской сонаты. И даже в драматичной второй части, не желая утяжелять пассажи, «играл играючи» — полетно, порой на грани угадываемости, — но внимательное ухо слышало все до последней нотки. Финал же — эта огромная цепь вариаций, в кульминации дающая эффект пронизанного солнцем вибрирующего пространства, — словно был написан Бетховеном именно для такого мастера тонких воздушных звучаний, как Шифф.

Включение в программу Сонаты Бартока — жест одновременно патриотический и просветительский, поскольку это сочинение венгерского классика ХХ века не отнесешь к репертуарным на российской концертной эстраде. А произведение любопытнейшее, комично-тяжеловесными ужимками первой части, контрастами призрачного пианиссимо с резкими возгласами второй и диковинными асимметричными ритмами финала напомнившее фортепианные опыты Прокофьева 1940-х годов. Притом что Барток написал его на полтора десятилетия раньше, в 1926-м.

Таким же просветительским шагом можно считать исполнение Сонаты Яначека. Полное название сочинения — «1.Х.1905. С улицы». В этот день австрийские войска разогнали демонстрацию чешской молодежи на улицах Брно, где жил композитор. И музыка — эхо потрясения, испытанного очевидцем драмы. Но Яначек был прежде всего лириком, поэтому в его сочинении нет барабанных дробей и воплей толпы: политический конфликт становится для него поводом написать взволнованную, трагическую музыку, достойную быть современницей лучших страниц творчества Рахманинова и Скрябина. И, конечно, в скорбных фразах-вопросах второй (она же последняя) части, словно брошенных в гулкий воздух, но не находящих в нем ответа, Шифф получил великолепный шанс проявить свое мастерство пространственной звукописи.

А завершила программу грандиозная Соль-мажорная соната Шуберта. В этом царстве таинственных зовов, кружевных контрапунктов, танцующих звуковых искр Шифф чувствовал себя… сказать «как рыба в воде» было бы грубо и плоско, но «как золотая рыбка в волшебном фонтане» — пожалуй, чуть ближе к сути. Под конец же, очевидно, довольный встречей с публикой (хоть она всю программу бурно кашляла, забывала выключить мобильники, а в Сонате Шуберта еще и не к месту захлопала после первой части), исполнил на бис три шубертовских экспромта и «Венгерскую мелодию» великого австрийского романтика.

После в артистической артист, мягко улыбаясь, сказал корреспонденту «Труда»: «Мобильники? Ничего особенного, они звонят во всем мире. Зато как хорошо сложилась программа — две классические сонаты и две — из новой музыки». На вопрос, не хотел бы маэстро привезти к нам русскую музыку, он после секундного размышления ответил: «Да. Мусоргского». Что ж, если имелись в виду «Картинки с выставки» (а именно это произведение в первую очередь привлекает пианистов у Мусоргского), то обещание дорогого стоит: богатство звуковых красок и яркость пространственных эффектов в одном из самых гениальных опусов мирового фортепианного репертуара нашли бы в Андраше Шиффе адекватного истолкователя.

Добавить комментарий:
Имя
Комментарий
девять вычесть один =
Горячие новости: